Таинства и Обряды Церкви
В настоящее время словом «треба» называются молитвословия и священнодействия, совершаемые по просьбе (по потребам, нуждам) одного или нескольких христиан в особых обстоятельствах их жизни. Имеются в виду все Таинства (кроме Евхаристии и хиротонии), молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и прочее.
Богослужение Русской Православной Церкви через священнодействия вводит человека в особую, духовную суть жизни Церкви, низводя на человека благодать Божию и давая средства к освящению людей.
Богослужение в Церкви условно делится на два вида: общественное и частное.
Общественное богослужение охватывает богослужение суточного, седмичного и годового круга. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии.
Частное богослужение вначале входило составной частью в общественное богослужение, но затем выделилось в обособленное от этого круга богослужение. Это можно сказать обо всех Таинствах, кроме Таинств Священства и Евхаристии. Богослужение частное выделяется из цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и Обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя.
Словом «Таинство», в частности, обозначается особое действие Промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через видимое посредство (1 Кор. 4, 1). В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникается решимостью служить Богу и людям. Это служение Божие приносит человеку святое, Небесное содержание жизни, чтобы он смог стать причастником таин Царства Божия и понять волю Божию о себе.
Видимую форму Таинства, составляют обрядовые священнодействия. Они играют роль посредника между Богом и человекам. Через обряды приходит к человеку благодатное освящение, которое достигается молитвой призывания Святого Духа. Обряд помогает человеку вступить в общение с Богом и остаться в живых. В этом смысле обряд необходим как путь восхождения к святыне Таинства, и без него мы не добрались бы до святыни. А добравшись, получив дар Небесный и святой, мы посредством обряда возвращаемся от святыни в жизнь и без обряда не смогли бы снова участвовать в ней.
По книге:
Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Паломник, 1999.
Поминовение на Божественной Литургии и требах
Заказные записки о здравии и о упокоении в наше храме поминаются два раза: на проскомидии (священник при этом вынимает частицы из просфоры); на сугубой ектенье после чтения Евангелия.
Простые записки о здравии и о упокоении поминаются один раз на литургии алтарником.
Записка о гласной молитве о болящем на литургии (с гласной молитвой «Врачу душ и телес») поминается священником на проскомидии (с присоединением прошения из служебника), на сугубой ектенье диаконом (с присоединением трех прошений из служебника) и на молитве (из требника) после сугубой ектеньи священником.
Записка о гласном поминовении усопшего на литургии (о новопреставленных, в годовщины, в день ангела, и на другие памятные даты) поминается священником на проскомидии, на заупокойной ектенье диаконом и на возгласе после заупокойной ектеньи священником.
Записки на молебен поминаются один раз на молебне священником.
Записки на панихиду поминаются один раз на панихиде священником.
Простые и заказные записки на литургию текущего дня принимаются до чтения Евангелия (в начале сугубой ектеньи они должны быть переправлены в алтарь). После этого простые и заказные записки принимаются только на литургию другого дня.
Записки на молебен и панихиду текущего дня принимаются до пения молитвы «Отче наш» (не позже этой молитвы они должны быть отправлены в алтарь). После этого записки на молебен и панихиду принимаются только на требы другого дня.
Молебны
В нашем храме вы можете заказать следующие молебны.
Молебны Господу Богу:
1) МОЛЕБЕН СПАСИТЕЛЮ (общий).
2) ПЕРЕД НАЧАЛОМ ДОБРОГО ДЕЛА (Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякаго доброго дела).
3) О БОЛЯЩЕМ (Молебное пение о недужных многих, или о едином).
4) О ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ (Чин благословения в путешествие).
5) О ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ САМОЛЕТОМ (Чин благословения в воздушное путешествие).
6) БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ (Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии).
7) О НЕУДОБЬ УЧАЩИХСЯ (об испытывающих трудности в усвоении учебного материала).
Молебны Пресвятой Богородице (смотри список икон, упомянутых в православном месяцеслове).
Молебны святым, чьи имена внесены в православный месяцеслов (смотри православный календарь).
Примечание: Убедительная просьба, точно и подробно указывать в записке того святого, которому вы хотите заказать молебен. Например, не просто св.Николаю (святых с этим именем в православном календаре множество), а свт.Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу.
О совершении таинств Крещения и Брака
Согласно указанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, таинства Крещения и Брака в нашем храме совершаются при условии соответствующей подготовки.
Подготовка к таинству Крещения состоит в оглашении, которое проводится со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет. В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники (крестные). Оглашение включает в себя:
- проведение не менее двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа;
- проведение исповедальной беседы со священником перед совершением Таинства (для взрослых);
- наставление новокрещеного к последующей церковной жизни после Крещения и его участию в жизни прихода.
Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения признается его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения: намерение оставить греховную жизнь, искреннее исповедание веры, желание участвовать в церковных богослужениях и в приходской жизни.
Подготовка к таинству Брака состоит в проведении не менее одной-двух предварительных бесед со священником, во время которых брачующиеся должны ознакомиться с церковными последованиями обручения и венчания, осознать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и семьи, как малой церкви, готовой служить Богу и помогать другим деланием евангельского добра, а также осознать ответственность друг за друга перед Богом и Церковью.
Все, желающие принять таинство Крещения и вступить в церковный Брак, должны прийти на беседу к дежурному священнику (см. график дежурств). Время и день совершения таинства назначаются священником. Регистрация и оформление свидетельства о таинстве производится по благословению священника, совершающего таинство.