^Вверх

 

 

 

 

  

 

  

Конец XIII — начало XVII веков

Устроение обители

Богоявленский монастырь — древнейшая обитель на территории средневековой Москвы, основанная святым благоверным князем Даниилом Александровичем, первым Московским князем, сыном благоверного князя Александра Невского. Копийная книга монастырских актов относит основание Богоявленской обители к 1296 году, хотя наиболее вероятно одновременное возникновение ее вместе с Даниловым монастырем — около 1298—1299 годов, когда благоверный князь Даниил Александрович стал укреплять южные границы своего княжества и дорогу к Кремлю после нашествия «Дюденевой рати» и получил благословение святителя Максима, митрополита Киевского и всея Руси, на церковное устроение своего княжества. Именно тогда на возвышенности посреди Посада были воздвигнуты деревянный храм в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и кельи. Находясь на водоразделе рек Неглинки и Москвы, монастырь как бы освящал главные водные артерии города. От обители шла небольшая улочка к Неглинке, где в день Богоявления Господня могло совершаться великое освящение воды. Главный вход в обитель был с запада, со стороны московского торга, от которого и пошло первое обозначение монастыря — «что за Торгом», сменившееся на более точное — «что за Ветошным рядом» (в этом ряду торговали не только старыми тканями, но и другими товарами).
Со времени основания жизнь монастыря была организована по келлиотскому, особножительному уставу, согласно которому монахи под руководством духовника определяли меру подвига, самостоятельно или при помощи вкладчиков обеспечивали себя всем необходимым и регулярно собирались вместе для общей молитвы.
Именно в этом монастыре и подвизался будущий московский святитель Алексий. Как повествует предание, около 1313 года будущий митрополит в двадцатилетнем возрасте ушел в Богоявленскую обитель, где принял монашеский постриг. Здесь он «начат воздержатися жестоким и невещественным житием, бдением же, и постом, и всенощным стоянием, и молитвами к Богу, и пением, и умилением, и слезами. И всяко Писание Ветхо[е] и Новое извыче, и всякими добрыми делы украшаяся…». В эти годы в обители некоторое время священствовал Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Святые Алексий и Стефан пели на клиросах Богоявленского храма. В монастыре богоугодная жизнь Алексия привлекла внимание митрополита Феогноста, который прозрел в нем своего преемника и поставил его епископом города Владимира.
Внимание митрополита Феогноста к Богоявленской обители не случайно. Во второй четверти XIV века монастырь пользовался особым покровительством московских князей. Вероятно, им принадлежало несколько монастырских келий. Святой благоверный князь Иван Данилович Калита незадолго до своей кончины в 1340 году заложил каменный собор — первый каменный храм на московском посаде — и поручил строительство тысяцкому Протасию из рода Вельяминовых. «Старейшина града, муж честен и верен и всякими добрыми делы украшен», Протасий уже выполнял такие поручения: по благословению святителя Петра, митрополита Московского, он заканчивал строительство Успенского собора Московского Кремля. Богоявленский собор в некоторой степени повторял архитектуру первого каменного храма Москвы: он был квадратным в плане, одноглавым, четырехстолпным с тремя апсидами, в которых размещались алтарь, жертвенник и диаконник. Ширина храма не превышала 11,5 метров, а длина с апсидой — 17,5 метров. Каждый фасад храма делился на три части тонкими лопатками и имел позакомарное завершение. Поперек фасада храм опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Наиболее близким из сохранившихся аналогов Богоявленского храма считается Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Фундаменты древнейшего Богоявленского собора, его столпов и солеи сохранились под четвериком современного храма.
История монастыря XIV—XVI веков не богата крупными событиями. Немногочисленная братия занималась монашеским деланием, ощущая Божию милость к этому святому месту. Монастырское предание повествует о том, что во время захвата и сожжения Москвы в 1382 году хан Тохтамыш повелел осквернить росписи и иконы и поджечь храм Богоявления, но собор чудесным образом был сохранен от поругания и пожара. Божия милость ощущалась и в том, что на всем протяжении существования обители не оскудевала рука жертвователей: великие князья и цари, княжеские и боярские фамилии, дворяне и духовенство охотно поддерживали обитель и помогали в ее восстановлении после пожаров и разорений.
Иногда в монастырских кельях останавливались приезжие греки. Некоторое время здесь жил святой Дионисий Святогорец, ставший впоследствии настоятелем Спасо-Каменного монастыря и постригший преподобного Дионисия Глушицкого. Занималась братия и обустройством обители. В конце XV века собор получил одностолпную трапезную на подклете, а в XVI веке — придел в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Чудотворный список с этой иконы, находившийся в Богоявленском соборе, игумен монастыря Иона Протопопов украсил резным оплечьем с жемчугом.
Как и в другие древнерусские монастыри, в Богоявленскую обитель отправляли провинившихся или неугодных власти лиц. Самым известным узником монастыря был святитель Филипп, митрополит Московский, который в ноябре 1568 года был заточен по приказу царя Ивана Грозного за осуждение опричнины. После неправедного суда святитель был сослан в Тверской Отроч монастырь и вскоре умерщвлен Малютой Скуратовым. После окончания опричнины царь Иван Грозный дал крупный вклад в обитель и распорядился ежегодно поминать имена опальных на Божественной литургии и панихиде в день памяти преподобного Макария Египетского.
В Смутное время обитель была совершенно разорена. Польский гарнизон, опасаясь штурма Кремля первым ополчением, 19 марта 1611 года поджег Китай-город, а во время осады окончательно разорил монастырь. Дважды он горел и в первой половине XVII века, однако каждый раз быстро восстанавливался.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Copyright © 2021.  Все права защищены.