^Вверх

 

 

 

 

 

 

 

 

  

1994 – наши дни

Возрождение

Значительно больше времени потребовалось для проведения реставрационных работ. К 1994 году завершились ремонтные и иконописные работы в храме Казанской иконы Божией Матери, который был освящен 14 марта иерейским чином. Это позволило меньше чем через месяц закрыть верхний храм, который пришел в аварийное состояние в связи с появлением трещин в своде и стенах трапезной. После исследования столпа храма и сводов, укрепления фундамента, установления новых тяг начались работы по восстановлению купола. 19 апреля 1997 года он увенчался крестом, а через год на барабане вновь были установлены иконы восьми святителей, благословляющих город на все стороны (впервые эти иконы были установлены в 1908 году). Несмотря на то, что высота московской застройки за советские годы значительно увеличилась, купол Богоявленского собора вновь возвысился над Китай-городом, и вид на него открывается со Сретенки, из Замоскворечья и с Театральной площади.
Внутри четверика верхнего храма также велись восстановительные работы: были разобраны металлические конструкции, настланы полы, отреставрированы лепные горельефы петровского времени, установлен каркас иконостаса, резные царские двери. В таком виде верхний Богоявленский храм был освящен иерейским чином 17 января 1996 года. На следующий день в храме были отслужены Царские часы, после которых крестным ходом в верхний храм был перенесен антиминс и совершена первая Божественная Литургия. Великое освящение верхнего храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 14 января 1998 года. К этому времени уже была восстановлена значительная часть иконостаса. Иконы для иконостаса Богоявленской церкви, как и для нижней Казанской церкви и часовни Иверской иконы Божией Матери писали: И. Ю. Афанасьева, О. В. Вахабов, А. Вронский, М. Игуменова, А. М. Кошевой, В. В. Косицына, А. Лавданский, А. Осоловский, Д. Э. Пель, К. Б. Попова, Л. В. Сергунькина, А. Соколов, А. Чашкин и другие. Их работу высоко оценили московские иконописцы и искусствоведы. В 2001 году завершилось поновление росписи Богоявленской церкви и написание образа Спаса Вседержителя в куполе храма. Таким образом, к десятилетию возрождения богослужебной и приходской жизни в храме Богоявления Господня в Китай-городе в верхнем храме было восстановлено прежнее благолепие.
За это десятилетие в Богоявленском храме сложился свой характер богослужения, свои богослужебные традиции. Среди них следует отметить совершение молебна перед иконой Божией Матери Казанской, прославившейся в освобождении Москвы от поляков и особо почитаемой в Китай-городе. В Успенский пост в Богоявленском храме совершаются Успенские молебны с пением Параклисиса — канона Пресвятой Богородице с чтением Акафиста Успению Пресвятой Богородицы и Ее жития. Этот чин существовал в Успенском соборе Московского Кремля и воспринят из Покровской церкви поселка Сынтул, где был установлен протоиереем Анатолием Правдолюбовым.
В храме особенно торжественно отмечаются такие праздники, как Святая Пасха, Рождество Христово и Богоявление Господне. В дни памяти святых преподобных Серафима Саровского и Сергия, игумена Радонежского, совершается всенощное бдение с акафистом. В день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста по традиции, воспринятой от Московской духовной академии, совершается пение по напевам Греческой Церкви, некоторые песнопения поются на греческом языке. На память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Богоявленском соборе традиционно собирается один из крестных ходов, который вместе с крестным ходом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и идущим из Успенского собора Московского Кремля, шествует на Славянскую площадь для совершения молебна перед памятником святым равноапостольным братьям.
Богослужения Первой седмицы Великого поста в Богоявленском соборе традиционно совершаются по полному чину. На великом повечерии с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского большинство песнопений поются мужским хором по Валаамскому обиходу.
Историческая связь Богоявленской обители с Афоном находит продолжение и в наше время, ибо часовня, в которой находится чудотворный список с Иверской иконы Божией Матери, доставленный в Москву с Афона в 1995 году, приписана к Богоявленскому храму. Ежедневно первые молебны в ней служат священники Богоявленской церкви.
Наряду с Воскресной школой, иконописной студией и лицейскими классами при Богоявленском храме в 1995 году была открыта Московская городская учительская семинария, преобразованная в 1998 году в Московскую регентско-певческую семинарию — среднее специальное учебное заведение, воспитывавшее будущих служителей Русской Православной Церкви — регентов, уставщиков и певчих для православных храмов. Ректором семинарии являлся настоятель храма протоиерей Геннадий Нефедов. За 10 лет работы семинарии ее закончили 85 человек. Из них более половины трудятся по специальности на приходах Русской Православной Церкви.
Учащиеся лицейских классов и Московской регентско-певческой семинарии пели на обоих клиросах. Трудами регента Л. А. Правдолюбовой и священника Андрея Нефедова в богослужебном пении были восприняты принципы церковного пения, сформулированные духовным композитором XX века протоиереем Анатолием (Правдолюбовым) и восходящие к богослужебно-певческой традиции первых десятилетий XX века. Особым направлением в работе хора храма Богоявления является освоение духовно-музыкального наследия отца Анатолия. В сентябре 1996 года на правый клирос был набран профессиональный богослужебный хор. С ним были записаны аудиокассета «Господи Боже мой, рождественное пение Тебе воспою…» и компакт-диск «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою…» В 1998 году возник объединенный хор храма Богоявления и Московской регентско-певческой семинарии, который в том же году выпустил программу на компакт-диске «Хвали, душе моя, Господа…».
С 1998 года Объединенный хор Московской регентско-певческой семинарии и храма Богоявления принимал участие во многих значительных событиях церковной жизни Москвы: патриарших и архиерейских богослужениях в Кремлевских соборах, Кафедральном храме Христа Спасителя, Покровском соборе на Красной площади; при открытии подворий Александрийского Патриархата и митрополита Чешских земель и Словакии; во время крестного хода в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Кроме того, Объединенный хор Московской регентско-певческой семинарии и храма Богоявления принимал участие в 1998 году в Первом молодежном конкурсе православного хорового пения, организованном Государственной академией славянской культуры, и получил главный приз этого конкурса — «Птицу Гжель»; затем стал лауреатом Второго молодежного фестиваля православного хорового пения. Хор участвовал в Международном фестивале православной музыки, Международном празднике диаконского и церковно-певческого искусства имени великого архидиакона Константина Розова и Пасхальном фестивале.
За прошедшие годы Богоявленский собор нередко посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 января 1998 он совершил великое освящение храма и Божественную Литургию, а 4 ноября 2001 года на память Казанской иконы Божией Матери — Литургию по случаю празднования 10-летия возрождения храма Богоявления. Кроме того, Святейший Патриарх в 1999—2001 годах присутствовал на Годичных Актах Московской регентско-певческой семинарии, которые проходили в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
С момента возобновления богослужений в храме Богоявления в нем служили: митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим († 4.11.2003), митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Истринский Арсений, епископ Верейский Евгений (ныне архиепископ), епископ Дмитровский Филарет (ныне архиепископ Пензенский и Кузнецкий), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Дмитровский Александр.
Священническое и дьяконское служение в храме Богоявления Господня в настоящее время совершают настоятель протоиерей Геннадий Нефедов, казначей архимандрит Тихон (Гельфонд), протоиерей Антоний Малов, протоиерей Андрей Привалов, иерей Андрей Нефедов, иерей Георгий Каменев, иерей Давид Шуплецов, иеродиакон Паисий (Лефтер), диаконы Борис Портненков и Николай Нефедов. Двое священников из Богоявленского прихода были назначены настоятелями: протоиерей Андрей Речицкий стал настоятелем храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье, а протоиерей Владимир Головков — храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово.
Последний этап реставрации Богоявленского собора начался в конце 1990-х годов. В первую очередь работы проводились по фасаду собора, а также на северной и южной галереях. Причем, согласно проекту реставрации, северная галерея была застеклена, а южная оставлена незастекленной. На апсиде верхнего храма была установлена икона покровителей храма: святого благоверного князя Даниила Московского и святителя Алексия, митрополита Московского. К 2002 году завершились работы по восстановлению приделов в честь апостола Иакова Алфеева и святителя Алексия, митрополита Московского. В Иаковском приделе планируется устроить ризницу, которая находилась там в XIX веке. К празднику Казанской иконы Божией Матери 2002 года на северной галерее Богоявленского собора появился еще один придел в честь апостола Андрея Первозванного. Такого придела ранее не было в Богоявленском храме. Иконы для иконостаса этого придела писали И. Ю. Афанасьева и Г. И. Кривапуск.
После 2003 года работы продолжились только внутри Богоявленского собора на галереях, в приделах, храме Казанской иконы Божией Матери и подклете. В июле 2006 года мэр города Москвы Ю. М. Лужков откликнулся на просьбу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II провести финансирование ремонтно-реставрационных работ в Богоявленском соборе и зданиях бывшего Богоявленского монастыря из средств Целевого бюджетного фонда по государственной охране, сохранению и популяризации недвижимого культурного наследия. За прошедшие годы в приделах собора и Казанском храме провели инженерные работы, были починены стены, положены гранитные полы, воссозданы оконные и дверные проемы, а также белокаменный и лепной декор. Окончание ремонтно-строительных работ планируется на 2014 год.
Хотя еще не завершились реставрационные работы, но уже в полной мере восстановилась атмосфера этого святого места, сложились собственные богослужебно-певческие и образовательные традиции. И вновь, как и сотни лет ранее, храм ясно свидетельствует о Божием присутствии и Божией милости к этому святому месту и всем труждающимся здесь.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Copyright © 2021.  Все права защищены.